НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Новости - Новости законодательсва

Согласно постановлению правительства № 354 от 06 мая 2011 года с 1 сентября 2012 г. вступили в силу новые правила предоставления коммунальных услуг. Поэтому у граждан возникает много вопросов. Далеко не все понимают — как и за что теперь платить?

Основное нововведение состоит в том, что теперь все владельцы жилья в многоквартирных домах должны будут оплачивать две составляющие по каждому виду коммунальных услуг (отопление, холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение). Во-первых, за потребление коммунальных услуг в принадлежащем им жилом помещении. Во-вторых, за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды.

Оба эти пункта будут прописываться в ежемесячном платежном документе отдельно. Плата за услуги в жилом помещении будет определяться по показаниям индивидуальных приборов учета. Если такие приборы не установлены, платить придется по нормативам потребления, определенным в новых правилах. Оплата услуг на общедомовые нужды будет начисляться пропорционально площади каждого жилого и нежилого помещения в доме.

Вводятся в действие критерии для определения возможности установки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов.

Установка этих приборов невозможна, если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в т.ч. из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены, т.е., если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено актом обследования, составленным по утвержденной форме.

Вопрос, который беспокоит людей, насколько существенно изменятся тарифы? Изменение тарифов на коммунальные услуги с 1 сентября не имеет отношения к новым правилам. Повышение платы за коммунальные услуги – это запланированная процедура изменения тарифов ресурсоснабжающих организаций в рамках тарифного регулирования. В целом за год повышение платы не должно превысить 12 % по сравнению с предыдущим годом. Причем часть этого повышения уже произошла с 1 июля.

Не стоит ожидать кардинального повышения качества и надежности коммунальных услуг исключительно в связи с принятием новых правил. Однако это один из системных документов, определяющих направления модернизации ЖКХ. Существенная детализация договорных отношений, прав и обязанностей всех сторон процесса предоставления услуг, которая в нем заложена, позволит повысить прозрачность сферы ЖКХ, ее эффективность. И, как следствие, вызовет повышение качества коммунальных услуг.

Что касается предоставления льгот на оплату услуг. Порядок их предоставления не изменится. Поменяется только порядок определения помесячного размера компенсационной части платы из бюджета ввиду того, что размер субсидии зависит от размера платы, который теперь будет рассчитываться от фактического объема потребления услуг. Например, при оплате услуг отопления льгота будет предоставляться только в отопительный период.

Предусмотрено ужесточение мер ответственности в отношении недобросовестных потребителей. Теперь ограничивать предоставление услуг или отключать их будут при наличии трехмесячной, а не полугодовой задолженности, как это было раньше.

Сначала должник получит предупреждение, если же в течение 30 дней он не погасит долг по коммунальным платежам, наказание станет реальным. Причем, чем больше людей живет в задолжавшей квартире, тем больше вероятность, что они останутся без света и воды. Ведь месячный платеж такой квартиры больше, а нормативная величина – это сумма, рассчитанная на одного человека, собственника или нанимателя жилья. Так что допустимый трехмесячный лимит семья из трех человек может выбрать всего за месяц. Значит, собственнику такой квартиры задерживать платежи нельзя даже на короткий срок.

По новым правилам исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю рассрочку сроком на 1 год, если размер платы за услугу в расчетном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный расчетный месяц прошлого года. При этом потребитель вправе сам решать — воспользоваться такой рассрочкой или нет.

В новых правилах прописана процедура проведения проверок по фактам непредоставления коммунальных услуг или предоставления их ненадлежащего качества. Например, при условии их отсутствия в квартире на протяжении пяти дней и более. Эта норма существует и в действующих правилах оказания услуг ЖКХ. Однако, сейчас для подтверждения отсутствия жильцов по каким либо причинам и перерасчета оплаты по ЖКУ потребуется целый список документов:

справка из больницы или санатория о лечении,

проездные билеты или их заверенные копии,

копия командировочного удостоверения,

счет из гостиницы,

справка из садоводческого товарищества,

справка из детского лагеря о пребывании детей,

справка от ведомства, осуществляющего временную регистрацию по месту пребывания,

копия документа о пересечении границы,

и другие.

Причем, есть обязательное требование: справки должны быть подписаны должностным лицом, заверены печатями, содержать регистрационный номер и дату выдачи. А некоторые документы предоставляются в нескольких экземплярах.

Регламентирован порядок уменьшения платы за жилищно-коммунальные услуги. Потребители имеют право получать из бесперебойно и соответствующего качества. Коммунальщики, в свою очередь, должны обеспечивать бесперебойность и качество при условии добросовестной оплаты этих услуг. Однако коммунальное хозяйство без сбоев и аварий может быть только предметом мечтаний. Поэтому существуют допустимые нормы перебоев в подаче холодной и горячей воды, электричества и отопления. Если такие нормы не выдерживаются, то согласно правилам оплаты за коммунальные услуги эта плата может быть уменьшена.

Так, подачу холодной воды в жилой дом разрешается прерывать суммарно не более чем на 8 часов в месяц, а в случае аварии – на 4 часа единовременно. За перебой в холодном водоснабжении, длившийся более установленного срока, плата за услугу будет уменьшена на 0,15% за каждый сверхнормативный час перебоя.

Такие же правила предусмотрены для снижения платы, если возникнут перебои в горячем водоснабжении. Однако в случае аварии на тупиковой магистрали горячую воду нормы разрешают отключать на 24 часа.

А если из крана вместо горячей воды течет холодная?

Новые же правила позволят сэкономить на «недогреве» горячей воды по 0,1% за каждые три градуса отступления от разрешенных отклонений. А разрешенное отклонение от нормальных значений составляет 3 градуса днем и 5 ночью (с 0 до 5 часов). Если же температура горячей воды, вытекающей из крана, ниже 40 градусов, за нее вообще можно платить как за холодную.

Не правда ли выгодное правило?

Но как его применить на практике, если наши водосчетчики «накручивают» только объем израсходованной воды без учета ее температуры? Не ставить же контролера-управленца у крана в каждой квартире.

А вот перебои в подаче электричества, газа и отопления можно учесть централизованно. А значит, снижение платы за них станет реальным. Электроэнергию по нормам разрешено отключать не более, чем на 24 часа при отсутствии резервного источника питания, на два часа – при условии, что он имеется в наличии. Если за расчетный период произошел столь длительный перебой, месячная плата за свет будет снижена на 0,15%.

Правилами предусмотрено также 0,15% снижение платы за каждый перебой в подаче газа сверх разрешенной нормы. А отключение его разрешено только на четыре часа в месяц суммарно.

Плата за недостаточное отопление жилых помещений также может быть уменьшена на 0,15% за каждый час «недотопа» при отклонении от установленной нормы. Минимальная нормативная температура в жилом помещении не должна быть ниже +20 градусов, в угловых квартирах +18 градусов. Допускается превышение этих параметров на четыре градуса и снижение на три, но только ночью. При оптимальной температуре перерыв в подаче тепла разрешается на 24 часа в месяц суммарно. Если температура в жилых помещениях составляет от +12 до +18 градусов, такой перерыв не может длиться более 16 часов в месяц, при температуре от +10 до +12 градусов – восьми часов, при температуре от +8 до +10 градусов – четырех часов.

Что стало с корректировками за отопление?

В отношении платы за отопление жилых помещений скорректированными «Правилами оказания коммунальных услуг» вводится принципиальное изменение. Согласно Постановлению правительства РФ № 354 поставщикам тепла запрещено делать перерасчет в конце года и выставлять потребителям дополнительные платежи в виде корректировок. И о так называемой одной двенадцатой доле теперь придется забыть: платежи за тепло равномерно по месяцам управляющие компании производить будут не вправе.

Вводится плата за отопление по факту оказания этой услуги. Следовательно, общая сумма платежей в расчетных квитанциях за летние месяцы будет значительно меньше, чем в отопительный период. А к нему нам придется готовиться заранее, откладывая на зиму про запас немалые деньги.

На основании чего будут производиться перерасчеты платежей? Этот вопрос, пожалуй, интересует всех!

Правила, детализировали процедуру проведения проверок в целях установления факта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

А для обеспечения точности расчетов закреплены даты, в которые потребителям надлежит снимать и передавать исполнителю услуг показания индивидуальных приборов учета.

Закреплено право потребителей (при наличии решения собственников помещений в многоквартирном доме) вносить плату за услуги напрямую в ресурсоснабжающую организацию.

Информация управляющей компании о деятельности в сфере управления многоквартирными домами должна раскрываться в СМИ при условии, если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет, а раскрытие информации в сети Интернет должно осуществляться по формам, утвержденным Госстроем.

Что и говорить, изменения существенные. Ну а насколько лучше новые правила ранее действовавших, сможет показать только их практическая реализация.